на главную
Мы знаем о СМИ всё!

> МНЕНИЕ

Журналисты и телекритики о телевидении в апреле

Телескоп

Анна КАЧКАЕВА, радио «Свобода»:

1. Персона в кадре — Владимир Познер и Виталий Гинзбург. За кадром — фанатик информационного вещания, глава ВГТРК Олег Добродеев, заговоривший о «психотерапевтическом» воздействии канала «Спорт». Дело, разумеется, не в спортивном телевидении, а в общей тенденции. Добродеев — историк по образованию — точно ощущает наступление перемен. Тотальная аншлаговая развлекательность действительно начинает вытесняться «утешительным» содержанием сериалов и документалистики с элементами умиления по поводу прошлого.

2. Выпуски «Линии жизни», цикл Льва Аненнского «Серебро и чернь», «Школа злословия» («Культура»). Никакие телевизионные фокусы и компьютерные изыски все равно не могут соперничать с магией Личности на экране. Фильмы Лизы Листовой «Гостиница» Москва» и «Родина» (Россия). Очень профессионально и очень холодно. Любопытный эффект: драматургия, режиссерские приемы, уникальная хроника, редкая информация, детали, качество текста — все почти безупречно, а дыхания — нет. «Свобода слова» (НТВ) расцветает в жанровом одиночестве, «Намедни» (НТВ) устают от повторения себя, но по–прежнему не утрачивают репортерского блеска.

3. Чаплиниада на канале «Культура».

P.S. Показательна недобрая реакция телевизионной общественности на продолжающиеся назначения неспециалистов в руководство Министерства культуры и массовых коммуникаций. Теперь говорят, что «телевизор поставили между «пюпитром» и «станком», на колени служивому банкиру».

Анна КОВАЛЕВА, «Известия»:

1. Владимир Познер, побивший рекорды появляемости на разных каналах за короткий срок. Лучше всего Познер выглядел в дуэте с Парфеновым в «Ведущем» («Первый») и в «Линии жизни» («Культура»).

2. Только похвал достойна изумительная линейка английских мини–сериалов — экранизаций классики. С каждым разом все лучше «Линия жизни», хотя и напоминает американского «Гостя в актерской студии» (тоже показанный пару лет назад «Культурой»). Документальные фильмы временами напоминают друг друга, особенно пышностью названий, но бывают и удачными. В частности, «Роковая ошибка генерала Пуго» («Россия») и две потрясающие художественно–документальные ленты — «Помпея. Последний день» и «Колизей — арена смерти» (СТС).

Негативное — «Времечко»: канал ТВЦ не настолько плох, чтобы не хватало денег с почетом проводить на пенсию устаревший еще лет пять назад телепродукт. Хотя и «Заплыв слепых» Попцова далек от совершенства: в программе о былом нелишне иной раз вспомнить об этом самом былом, а не только о своей роли в истории. Человек, который тратит минут сорок эфира на рассказ о том, как он беззаветно служил родине, СМИ и свободе слова, выглядит неприлично. Даже если он являет собой идеал служения перечисленным выше. В трансляциях пасхальных богослужений хотелось бы больше богослужений, чем крупных планов представителей власти и охраняющих их лиц. И последний, но, увы, непрекращающийся ужас: Тина Канделаки, заполонившая эфир СТС. Ее бурная деятельность вызывает искреннее недоумение. Канделаки не обладает ни одним свойством ведущего детской программы («Самый умный»): с трудом справляется с «подшефными», задает глупые вопросы, не успевает реагировать и ухудшает плохое впечатление непоставленным голосом (а это второй после телегеничности критерий профпригодности). А ее же полуночные беседы с гостями студии «Деталей», где Канделаки увлечена только звуками своего голоса! Редкий гость доведет мысль до конца. О том, чтобы вопросы к гостю представляли не набор случайных «озарений», а единое, осмысленное и отработанное целое, мечтать не приходится. Впрочем, есть и плюсы: гримеры и стилисты Канделаки, вероятно, постоянно пребывают в бессознательном состоянии, а потому от дурных манер и непрофессионализма можно отвлечься на изучение еще одного способа уродования женской внешности. СТС мог бы более грамотно вкладывать средства: из пустого места звезду не сделаешь.

3. Чаплин и о нем — на «Культуре».

4. Каналы заботятся об интересах одной части населения: тех, кто смотрит телевизор с десяти–одиннадцати вечера. Все, что до этого, характеризует представления программных дирекций о своем зрителе. На первый взгляд не в пользу зрителя. По зрелом размышлении очевидно: дело не в запросах аудитории, это мало кого интересует, а в том, что ей способны предложить. Люди, формирующие контент, идеально подходят под известное определение: они ленивы и нелюбопытны, а их ТВ служит примером, как не надо делать.

Евгений КУЗИН, «Газета»:

1. Александр Соколов и Леонид Надиров несколько необычно принялись управлять медиа–отраслью, стараясь находиться как можно дальше от основных игроков: с представителями крупных телеканалов и газет встречаться не торопятся, диалогом с руководителями профессиональных объединений грозят, но вступать в него не хотят.

2. «Ведущий» о Познере порадовал не только содержанием и стилем, но и политической толерантностью руководства «Первого канала», доверившего снять ленту лицу канала–конкурента Леониду Парфенову. С удовольствием посмотрел серию удачных документальных фильмов, выстреленную НТВ в первой декаде: про джинсы Ильи Зимина, про Челомея Александра Герасимова, про бездомных Александра Зиненко. Грустно наблюдать за обещанно смешным реальным шоу «Факультет юмора» на Ren TV. Когда люди, не умеющие петь, поют, это хотя бы выглядит забавно. Но если не умеющий шутить выходит к микрофону, это стыдно. Прежде всего каналу.

3–4. Главным телевизионным антисобытием считаю возрождение курения в ночном ТВ. И вовсе не из ханжества или из желания побороться за здоровый образ жизни. Сигарета очень хорошо показывает, какую часть разговора вырезали создатели программы. Когда в «Ночных музах» (НТВ) Нателла Болтянская задает Александру Абдулову вопрос, он прикуривает, а отвечает уже с полуторасантиметровым пеплом. Ведущий «Ночного проекта» (ТВЦ) Валерий Марьянов обращается к гостю Сергею Бабкину с целой сигаретой, а ответ слушает уже с бычком. Как–то несовременно и недемократично смотрятся столь явные указания на купюры.

Не идет на пользу и продолжение неразберихи с выдачей лицензий телерадиоканалам, усугубляющееся назначением ответственного за это дело банкира Бориса Боярскова, прозванного в медиа–кругах «лицензором». Лично я не могу взять в толк, что заставило вице–президента крупного банка поменять высокую зарплату на доходы госчиновника далеко не первого эшелона.

Вероника ЛЕМЕНТАРЕВА, «Цветной телевизор»:

1. Владимир Познер. Редко кому из наших телеведущих удается в свой юбилей выглядеть достойно и в публикациях в прессе, и в материалах на телевидении. У Познера это получилось. И даже тот факт, что фильм для «Первого канала», посвященный 70–летию ВВП, снимал энтэвэшник Леонид Парфенов, — редкий случай корпоративности нашего ТВ в хорошем смысле этого слова.

2. «Природа вещей» («Первый») демонстрирует качественно новый подход к жанру документальных программ. Во–первых, радует, что это не очередные исторические хроники. А во–вторых, что программа очень дорогая. Похоже, в документалку наконец–то начали вкладывать деньги.

3. Назначение Михаила Лесина советником президента Российской Федерации. Вопросов по поводу того, как будет развиваться политика в области СМИ, практически не осталось.
4. Трансляция пасхальных богослужений центральными телеканалами. Православные остались недовольны тем, что Пасху показали не полностью. А неправославные недоумевают, почему на главных каналах страны этому событию уделяется так много внимания. На каких зрителей были рассчитаны телеверсии, осталось загадкой.

Александр МЕЛЬМАН, «Московский комсомолец»:

1. Василий Арканов. Этот молодой человек как былинный богатырь или американский Рембо растет не по дням, а по часам. Впервые он вышел в эфир во время событий 11 сентября, практически сразу после распада НТВ. Было впечатление, что канал им в Штатах просто затыкал кадровую дыру. Репортер запинался, смущался, складывалось ощущение, что человека первый раз поставили перед камерой. Зато нынче Арканов — красавец: и фактуру находит эксклюзивную, и за метким словцом в карман не лезет. Папа и телезрители таким Васей могут только гордиться.

2. И снова о любимой программе «Школа злословия». И о любимых же девушках–ведущих. Передача потихоньку засыпает, уже не будоражит, местами бывает просто неинтересной. Ну сели, встретились, «облизали» и под аплодисменты разошлись по домам. Драйва нет, глаз не горит, рутина... Впечатление: так делать интервью может каждый — и Максимов, и Тина Канделаки. Тут и вспомнишь приснопамятную сладкую парочку Берман–Жандарев, они–то всегда были разными. С этим надо что–то делать. Встряхнуться, встрепенуться. А может... нет, акция Джанет Джексон не проканает, не их формат.

3. Теперь о старой песне о главном — об НТВ. Что имеем? В разы превосходящее по сравнению с конкурентами количество личностей на единицу эфира и все снижающиеся рейтинги. Оставим околотелевизионную возню и сделаем вывод: либо общественно–политическое ТВ как тренд за неимением зрителя уходит в резервацию, либо дело в главном продюсере. Возможно, Кириллу Набутову пора возвращаться в родные пенаты, ведь он — отличный репортер. А разрулить сетку стоит поручить какому–нибудь тихому Шумакову–2. И все будет тип–топ. Вон Парфенов когда–то с головой окунулся в продюсерство. Хорошо, что вовремя вынырнул.

4. Кстати, о Парфенове. Спору нет, его «Намедни» — лучшая итоговая программа страны. Поэтому смотришь ее под микроскопом. Уж извините. Известна любовь г–на Парфенова к различным фенечкам и мулечкам. Вот и в последнем выпуске он рассказал об убийстве чеченского боевика, никогда не снимавшего пояса шахида. «По некоторым данным, — интригует знакомый парфеновский голос за кадром, — это был еще и пояс верности... своему подельнику». «Они были сексуальными партнерами, хотите записывайте это, хотите нет», — говорит чиновник Минобороны «Намедни». Парфенов записал. Конечно, на войне как на войне: и коньяк убитым бандитам подкладывали, и на колени их уже мертвыми ставили, но при чем тут наш эстет, творец и гений? Какая связь между минобороновским агитпропом и Парфеновым? Какая? Та самая фенька.

Ирина ПЕТРОВСКАЯ, «Известия»:

1. Владимир Познер в фильме Леонида Парфенова «Ведущий» («Первый канал»); нобелевский лауреат, академик Виталий Гинзбург в программах «Свобода слова» и «Школа злословия».

2. «Свобода слова» (НТВ), посвященная проблемам веры: острый, напряженный и необходимый нашему обществу разговор о свободе совести и выбора; документальные фильмы И. Зимина «Жизнь за джинсы» и А. Герасимова «Красная смерть» (НТВ); «Звезды эфира», посвященные 25–летию «Веселых ребят» («Первый»): печальная и показательная история о том, как штучное и настоящее телевидение пало в неравной борьбе с конвейерным производством тупых развлечений для «дураков”; первоапрельский выпуск программы Михаила Жванецкого «Дежурный по стране» («Россия»); «Он совсем не артист. Владимир Ильин» — фильм Б. Бермана и И. Жандарева из цикла «Интересное кино» («Первый канал»); «К барьеру» с Г. Хазановым и В. Жириновским (НТВ), где профи Хазанов наглядно доказал, что артистом лидер ЛДПР может считаться только на фоне коллег по парламенту.

Антипрограмма. Возрожденный «Фитиль» на канале «Россия» — удручающе бездарное, беззубое и пошлое творение, отчего–то заявленное как сатира; «Народ хочет знать» (ТВЦ), обсуждавший агрессию на телевидении. Многие участники программы сами продемонстрировали агрессию и воинствующее невежество, что уничтожило благородный, по всей видимости, посыл авторов.

3. Ретроспектива фильмов Чарли Чаплина: отреставрированные по новейшим цифровым технологиям, они обрели вторую жизнь; дни итальянского кино (канал «Культура»).

Надежда ПРУСЕНКОВА, «Новая газета»:

1. Владимир Познер. С юбилеем!

2. На мой взгляд, апрель был документальным месяцем. Множество документальных, публицистических, расследовательских проектов — интересных, глубоких, качественных. Из них я бы отметила фильм Константина Точилина (НТВ) и его «Почти смешную историю», фильм Лизы Листовой «Сталинград» («Россия»). В том же ряду Леонид Парфенов с «Ведущим» Владимиром Познером («Первый»).

3. История с задержанием в Катаре российских граждан. Все каналы выступили единым фронтом под лозунгом «Русских обидели!» А шпионы они или же разведчики, взрывали Яндарбиева или их несправедливо обвиняют, не так уж и принципиально, судя по нашим СМИ. Появление на медийном рынке нового экономико–политического игрока — группы «Еврофинанс».

Наталия РОСТОВА, «Газета»:

1. Коллективная персона — банк «Еврофинанс», неожиданно становящийся крупным медийным игроком. Сначала осознал необходимость вложения денег в ТРК «Петербург» и в компании, входящие в «Газпром–Медиа». Теперь, говорят, задумывается о покупке акций Ren TV. При этом неожиданно становится поставщиком кадров на посты медийных менеджеров от чиновничества (Борис Боярсков, и.о. директора департамента лицензионной работы Минкульта).

Просто персона — Александр Соколов, новый глава Минкульта (в своем названии, кстати, дважды рекламирующего аббревиатуру «Московского комсомольца»). Соколов не устает во всех интервью повторять, что пытается разобраться в сфере медиа. Интересно, будет ли он проводить третью пресс–конференцию на ту же тему?

2. Фильм Леонида Парфенова о Владимире Познере. И если поклонники Познера не нашли в этом фильме новых для себя фактов из его жизни (многое повторялось из интервью, которые Познер давал не только в преддверии своего 70–летия), то как минимум посмотрели хорошо поставленную их экранизацию. Поразило содержание анонсов фильма. Фирменный голос «Первого канала» с таким наслаждением зачитывал норму из Декларации прав человека (которую, поймав на полуслове, поначалу восприняла как первую поправку к Конституции США), что было очевидно, как далек Владимир Познер от системы современного Гостелерадио России. Сомневаюсь только, что именно это и было целью канала.

Повтор «Линии жизни» с участием того же Познера на «Культуре». Передача с вопросами нежурналистов гораздо больше раскрыла его характер. «Час суда» (Ren TV) — наиболее рельефно, в историях обычных россиян, демонстрирующий попытку создания правового государства. Фильм Константина Точилина (НТВ) об истории юмора.

3. Скупой на события месяц. Евгений Киселев в своей колонке вспомнил о третьей годовщине истории с захватом НТВ. Как недавно это было, но как быстро изменилось телевидение...

Надежда СТЕПАНОВА, «Время новостей»:

1. Прошедший месяц был на редкость неурожайным на «персоны». Назначенный советником президента Михаил Лесин никак себя не проявил. Да и неизвестно, удастся ли ему это в будущем. Судя по тому, как было произведено назначение главы департамента лицензирования в Министерстве культуры и массовых коммуникаций, мнением экс–министра печати пока не очень–то интересуются.

2. «Песни XX века» («Россия»). Передача по качеству репертуара приятно контрастирует с набившими оскомину «праздничными концертами», которыми пичкают телезрителя практически все телеканалы. Особенно приятно, что в программе Михаила Швыдкого, Левона Оганезова и Тутты Ларсен наши звезды поют живьем, что большая редкость. «Лошадиная энциклопедия» Александра Невзорова («Первый») — зрелище, конечно, жестокое, но захватывающее и интересное. Неплохой цикл «Земное и небесное» запустил канал «Россия», где об истории русской церкви рассказывают знаменитые актеры. По поводу исторической достоверности фактов в фильме ничего сказать не могу, работа рассказчиков выше всяких похвал.

3. Трансляция Пасхальной службы в храме Христа Спасителя («Первый», «Россия»). Акцент операторов на общении патриарха с президентом и долгие планы представителей власти превратили церковный праздник в светское мероприятие. Но дело даже не в этом. Пообещав православной аудитории возможность присутствовать на Пасхальной службе не выходя из дома, каналы прервали трансляцию практически на середине действа. Что сделало ее показ практически бессмысленным.

4. Новую редакцию закона «О СМИ» на рассмотрение в Госдуму так и не внесли. Отставка президента ТВЦ Олега Попцова только ожидается (в ближайшие месяцы). Так что самое интересное впереди. Ждем–с.

Елизавета ТРЕНЕВА, «Российская газета»:

1. В первый апрельский день персоной на многих телеканалах стал Владимир Владимирович Познер. Юбилей президента Академии российского телевидения коллеги отмечали многочисленными интервью, а на «Первом канале» даже появился «пришелец» с НТВ Леонид Парфенов с фильмом «Ведущий». Такое «братание» телеперсон в эфире — явление редкое. Показ их интересной совместной работы показал, что уважение к заслугам и необычной биографии классика нашего ТВ может быть важнее, чем внутрикорпоративный патриотизм двух каналов. Внутри телесообщества внимание к себе привлек первый заместитель гендиректора НТВ Вадим Живов, неожиданно заявивший об уходе в отпуск и породивший тем самым всевозможные слухи о переменах в высшем менеджменте канала.

2. В апреле на экране было, как это повелось в последнее время, много премьер документальных фильмов. В основном интерес их авторов и каналов–заказчиков сосредоточен на исследовании судеб людей, руководивших страной в прошлом. Эти ленты делаются профессионально, объективно, но однообразно. Привычная форма — соединение документальных материалов и рассказов свидетелей — стала казаться чем–то обязательным. Как будто телевидение возвратилось во времена, когда авторская фантазия ограничивалась строгими канонами. Оживляют пейзаж теледокументалистики фильмы Елизаветы Листовой («Россия»), которая не боится лично вторгаться в исторические сюжеты о памятниках недавнего прошлого и, ничего не домысливая, превращает их в увлекательные путешествия в мир, полный живых страстей.

Выпуски «К барьеру!» Владимира Соловьева (НТВ) столь разные в зависимости от участников дуэлей, что «Аншлагам», «Кривым зеркалам» вместе со «Школой злословия» трудно сравниться с такой блистательной импровизацией. На «Культуре» — цикл авторских передач Льва Аннинского «Серебро и чернь».

3–4. Большое и радостное событие — праздник православной Пасхи в прямом эфире главные телеканалы страны («Первый» и «Россия») показывают уже не в первый раз. Но на этот раз в трансляции торжественного богослужения, которого ждут зрители, телевидение усиленно акцентировало «официальные моменты». Такая «неделикатность» телекамер, которую вполне можно с помощью режиссерского монтажа сделать менее навязчивой, разрушает духовную атмосферу церковного праздника. «Розыгрыш» («Первый») все больше напоминает «Фактор страха» (НТВ), который в свою очередь стремительно превращается в «фактор отвращения». Пугать зрителей начали и на REN TV, где в «Естественный отбор» включился Александр Абдулов.

Сергей ФОМИН, «Телефорум»:

1. Михаил Евдокимов. Безупречный пример демонстрации возможностей телевидения в политике. Появление Жириновского на сцене программы «Смешные люди» («Первый») уже как пародия на весь политический PR как таковой. Станислав Любшин в фильме об Александре Невском («Земное и небесное», «Россия»).

2. «Свет и тень» (М1) — риск, связанный с такой «невыигрышной» темой, как фотография, оправдался. Телевидение должно проявлять уважение к старшему по отношению к себе искусству, если само стремится считаться таковым. «Новые чудеса света» («Первый») — программа, которую ждешь. Сериалы «МУР есть МУР» (НТВ), «На краю бездны» («Россия») — послевоенная эпоха удивительно плодотворна: вспомним «Место встречи изменить нельзя», «По ту сторону волков». Параллельно это время изучали в документальных программах об истории атомного оружия и освоении космоса (лидер — «Судьбы. Сергей Королев», «Первый»), а также в открывшем неизвестные факты фильме «Лесные братья. Литовский излом» («Россия»). Сюжеты о: самогонщиках острова Бали («В поисках приключений», «Россия»), двенадцатилетних насильниках в казачьем кадетском корпусе («Город», «3–й канал»), русской общине в Новой Зеландии («24», REN TV).

3. Возобновление на «Культуре» традиции премьеры телеспектакля по понедельникам.

4. Не очень удачно поставленный в программу 1 апреля канала «Россия» документальный фильм «Роковая ошибка генерала Пуго». «Вы — очевидец» (REN TV) — в одном выпуске и карнавальное дуракаваляние в Лондоне и более чем серьезная «зачистка» в Дагестане.

Лариса ХАВКИНА, «Комсомольская правда»:

1. Александр Невзоров, совершенно удивительный в своей «Лошадиной энциклопедии».

2. «Розыгрыш» в своем втором пришествии оказался неожиданно хорош. Там, конечно, по–прежнему попадаются дурацкие шутки, но, во–первых, уже реже, а во–вторых, это если придираться. А если воспринимать «Розыгрыш» как ненавязчивое субботнее шоу, то вполне тянет на «простенько, но миленько».

3. Реванш «Улиц разбитых фонарей». Герои уже вроде бы всем надоели, сериал на НТВ заездили до аллергической реакции, но нет, «менты» живее всех живых. Которую неделю у них на Первом фантастические рейтинги. Что лишний раз доказывает: важно не только ЧТО показывать, но и КАК. И, похоже, это умеют только на «Первом».

4. Антисобытие. Сериал «Любовь слепа» на «России». На его фоне даже «Леди бомж» покажется шедевром.

 
<<вернуться
 



>на главную




новости | сми о сми | говорят, что | персона | анонсы | мнение | регионы
карикатуры | форумы | подписка


 
Медиа Группа «Пресс-Атташе»
E-mail: info@press-attache.ru

Издание зарегистрировано в Минпечати РФ, свидетельство ЭЛ № 77 6927 от 18 апреля 2003 г.


Дизайн и разработка © Web-Мастерская, 2003

Идея Николая Сергеева

© «ПРЕСС–АТТАШЕ.RU»
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законом об авторском праве.
Полное или частичное воспроизведение возможно только при ссылке на
«ПРЕСС–АТТАШЕ.RU»
При подготовке материалов использована информация КТА "Телескоп".